Кабинетиы родного языка
МБОУ ООШ с. Омми Бачигоапу, андана! Мы рады приветствовать Вас на сайте!

 

Кабинет нанайского языка

         В работе, которая в последнее десятилетие проводится в целях возрождения, сохранения и развития родных языков и культур коренных малочисленных народов, особое место и значение принадлежит школе – учреждению, вся деятельность которого направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения. 

Школа формирует личность гражданина, для которого знание родного языка и культуры должно стать потребностью. Родной язык – не только средство общения и познания окружающей действительности. Он является и средством фиксации, сохранения национально-культурных традиций, приобщения к ним последующих поколений. В языке и через язык выявляются также важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

         Таким образом,  РОДНОЙ ЯЗЫК выступает как общечеловеческая ценность, национальная, гражданская.

         Посредством родного языка человек вступает в разные отношения с миром, с другими людьми. Каждая область взаимодействия с окружающим миром подвергается ценностному освоению через язык.

         Задача педагога  – приобщить учащихся к языку, традициям, быту нанайского народа, так как не будет языка – не будет народа.

Идея развития национального самосознания реализуется в Омминской школе с 2000 года.

         Поэтому, основная задача коллектива состояла в создании этнопедагогической среды, вызывающей потребность и обеспечивающей возможность самореализации ребенка в пространстве культуры своего народа.

         Основным направлением деятельности по созданию такой среды стала частная этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса.

          В нашей школе это направление реализуется через

k  преподавание родного языка в качестве учебного предмета 1-9 классов,

k  введение регионального компонента в содержание учебных предметов и факультативов,

k  организацию внеклассной и внеурочной деятельности по освоению национальной культуры и духовного наследия нанайцев.

Изучению родного языка в каждом классе отводится определенное количество часов согласно учебного плана по программам:

·        Киле А.С. Нанайский язык. Программа для 1-4 классов средней школы с изучением родного языка. – Хабаровск, 2001.

·        Киле А.С. Нанайский язык. Программа для 5-9 классов средней школы с изучением родного языка. – Хабаровск, 2001.

     Занятия проводятся в кабинете родного языка, который является

местом работы школы по созданию языковой среды как фактора сохранения и развития национальной культуры и средства воспитания национального самосознания обучающихся.  

Наш кабинет своим рождением обязан Бельды Антонине Борисовне, учителю родного языка, имеющей  I квалификационную категорию. В настоящее время преподаванием нанайского языка в нашей школе занимается Довбыш Римма Леонидовна (8-9 классы), имеющая первую квалификационную категорию, а также молодой специалист Гаер Елена Сергеевна, учитель родного языка (1-7 классы) с 2008 года.

Учителями проводятся мероприятия по развитию кабинета:

·        Разрабатывается дидактический и наглядный материал,

·        Составляются карточки, перфокарты,

·        Проводятся эстетические работы по оформлению кабинета.

В духе требований современности, когда повсеместно идет возрождение национальных культур малочисленных народов, родной язык как в период обучения грамоте, так и в среднем звене служит

-   мощнейшим средством воспитания у детей любви к родному языку,

-   позволяет в доступной форме довести до детей знания об окружающей действительности, 

-    способствует развитию их познавательных способностей, чувства дружбы и коллективизма, национальной гордости.

В процессе обучения нанайскому языку расширяются знания детей о культуре народа, развивается интерес к изучению родного языка, подводящий учащихся к осмыслению себя как представителя своего народа.

Составленные Довбыш Риммой Леонидовной, учителем родного языка, стенды дают понятный материал для изучения языка, развивают культуру речи, обогащают словарный запас. Использование такого рода иллюстративного пособия особенно эффективно при отсутствии языковой среды или при ее ограниченности.

         Именно в таких условиях в настоящее время приходится овладевать родным языком, где родной язык почти совсем утрачен, традиционная самобытная культура востребована слабо. Без этого не может быть осознания молодым поколением  своей причастности к наследию предков, а затем и активного участия в его сохранении. Наглядность, в данном случае, способствует лучшему усвоению слов, обозначающих названия данных предметов, явлений, действий, являющихся основными понятиями нанайского языка.

         Для закрепления словарного запаса учитель применяет дидактический материал. В процессе выполнения упражнений учащиеся учатся правильно употреблять слова и произносить их четко, выразительно. Это активизирует познавательную деятельность, пробуждает интерес к изучаемому предмету. Систематическое изучение материала, постоянные практические упражнения дают прочные знания о языке и навыки его использования.

       В 2006-2007 учебном году кабинет родного языка участвовал в районном этапе конкурса кабинетов родного языка.

       В 2012-2013 учебном году - II место по итогам краевого смотра-конкурса организации работы по повышению качества изучения родных языков представителями коренных народов в номинации «Совершенствование инфраструктуры учебных кабинетов, влияющей на повышение качества преподавания и изучения родных языков» (заведующий кабинетом - Гаер Елена Сергеевна, учитель родного языка).

       В 2014-2015 году - диплом призера краевого смотра-конкурса кабинетов родных языков коренных малочисленных народов Севера, ситбири и Дальнего востока РФ в образовательных организациях Хабаровского края (заведующий кабинетом - Гаер Елена Сергеевна, учитель родного языка).

  В 2016 году - диплом призера краевого смотра кабинетов родных образовательных организаций края (заведующий кабинетом - Гаер Елена Сергеевна, учитель родного языка).

 

Краевой смотр кабинетов родных языков в общеобразовательных школах края в 2016 году

В соответствии с  "Положением о краевом смотре кабинетов родных языков в общеобразовательных школах края в 2016 году", утвержденным распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 02.09.2016 № 1542  представлены материалы для участия в  краевом смотре кабинетов родных языков в общеобразовательных школах края в 2016 году:

- номинация "Лучший кабинет родного языка" (с материалами конкурса можно ознакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/9P9n/kdXSxKhaQ

Презентация кабинета родного языка 

- номинация "Лучший совмещенный кабинет родного языка" (с материалами конкурса можно ознакомиться по ссылке https://cloud.mail.ru/public/Hd4b/bzYwouojF

 

Краевой смотр кабинетов родных языков в общеобразовательных школах края в 2018 году

Номинация "Лучший совмещенный кабинет родного языка" (с материалами конкурса можно ознакомиться по ссылке)

Презентация кабинета родного языка

 

В качестве дополнительного видеоприложения представлен репортаж ТРК "Амурск" по теме "Воспитание национального достоинства" о работе нашего учреждения по сохранению родных языков и национальной культуре.

Ссылка для просмотра https://m.youtube.com/watch?v=_oAZdAT3Tr8 


 

 

       

     

 

Дата последнего обновления страницы 12.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения